Содержание статьи:
- Что такое фальцет?
- Кто может петь фальцетом
- Фальцет — это какой голос?
- Как петь фальцетом
- Певцы, поющие фальцетом
Что означает — «петь фальцетом»? Как научиться петь фальцетом и все ли могут им петь? В этой статье мы разберёмся в таком удивительном и нежном вокальном приёме как фальцет.
Что такое фальцет?
Классическое определение звучит следующим образом: «Фальце́т (итал. falsetto от falso «ложный»), или фистула́ (лат. fistula «свирель»), — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя. Анатомически этот звук рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой. Применяется лишь для особой окраски звука.» Я последовательно объясню Вам каждый участок определения:
- «Верхний головной регистр певческого голоса». Имеется ввиду то, что этот звук образуется только на верхнем участке певческого диапазона, грудь практически не вибрирует от этого звука, однако при правильной тренировке можно расширить фальцетный диапазон голоса. Всё же не совсем корректно говорить, что этот приём можно использовать только в верхнем регистре певческого голоса. Зачастую он образуется на переходных нотах, когда резонаторы работают в умеренном режиме и голос неопертый (про вокальную опору можно почитать в отдельной статье). Этот звук легкий, воздушный и у неопытных певцов может иметь совсем скудное звучание, но это не значит, что его нельзя натренировать. Я Вам больше скажу, можно и песни петь только на фальцете, которые будут звучать ничем не хуже песен, где эта техника используется только как украшение основного голоса вокалиста.
- «При фальцете колеблются только крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой». Действительно, у голосовых складок колеблются только крайние слои ткани слизистой. Если Вам интересно, то можете найти кадры с видеоларингоскопа и увидеть, как именно они колеблются во время фальцетного пения. Вообще довольно занимательно посмотреть изнутри, как работают наши складки при различных видах звукоизвлечения. Возможно это поможет Вам понять себя, понять на физиологическом уровне, как образуется тот или иной звук.
- Я не согласен с тем, что фальцет применяется только для окраски звука. Да, зачастую именно так и происходит, в этом ключе популярные вокалисты используют его, если он у них, конечно же, есть и хорошо поставлен. Возможности же применения его огромные и можно даже добиться особой узнаваемой окраски, что Ваш фальцет не спутать ни с каким другим.
Как звучит фальцет?
Послушайте несколько примеров ниже:
А теперь послушайте, как звучит именно головной звук, не фальцетный:
Слышите разницу в этих звуках? Второй звук более звонкий и голосовые складки пропускают меньше воздуха.
Кто может петь фальцетом
Большинство вокалистов вообще его не используют. Несмотря на простоту звукоизвлечения, часто использовать его вряд ли получится и вряд ли придется по ряду причин. Сейчас объясню почему.
- Так как такое пение подразумевает использование большого количества воздуха, то из-за него сушится слизистая;
- Само звучание фальцета у отдельных людей может очень отличаться и, возможно, многие даже не смогут добиться хорошего звукоизвлечения. Это обусловлено предрасположенностью к такому виду техники, можно научиться петь своим голосом отлично, а вот постичь фальцетное звучание смогут далеко не все. Такой звук тренируется отдельно от основного голоса.
- Многие действительно не любят такой звук, чаще всего из-за того, что просто не нравится как он звучит. Да, это субъективная оценка, немного позже я приведу примеры вокалистов, которые мастерски владеют фальцетом и часто используют его в своих песнях.
- Необходима развитая вокальная координация. Что я под этим подразумеваю. Обычный естественный голос во время пения задействует полностью голосовые складки, они колеблются по всей своей толщине. При фальцетном же звучании только края. Быстро и умело переключаться между этими двумя режимами весьма не просто и требует определенной сноровки и навыков.
- Вредные привычки. Да, именно вредные привычки могут погубить ваш голос, а учитывая то, что фальцет более мягкий, нежный и аккуратный звук, то в первую очередь от пагубных пристрастий пострадает именно он. Вы, конечно, же сможете его воспроизвести, вот только звучать он может глухо, вероятно с какими-нибудь лишними призвуками. Если вы курите, то, скорее всего, вы просто можете закашлять. Такое звукоизвлечение требует соответствующей вокальной гигиены.
Фальцет — это какой голос?
По своему характеру звучания фальцет у мужчин напоминает женский, как раз таки одна из причин, почему многие мужчины не хотят так петь. Моё же мнение, в вокале нет совершенно женских и мужских приёмов. Звучать можно так, как Вы захотите, дайте волю своим желаниям на вокальном поприще, абстрагируйтесь от внешнего мира, стереотипов и предубеждений, которые есть в обществе, и пойте так, как душа Вам велит. Если вы хотите петь, не стоит ограничивать себя техниками и приемами, постарайтесь погрузиться в эту тему беспристрастно, возможно овладеть каким-то техникам Вам будет намного проще, если Вы откроетесь своему голосу и будет смотреть на вокальное искусство не через призму общественного мнения, а слушая своё сердце.
Это было лирическое отступление, и я считаю, что затронул важную тему, так как от вышесказанного Ваши успехи в вокале тесно связаны.
Как петь фальцетом
Как же всё-таки научиться петь фальцетом? Как правильно петь фальцетом? Я опишу Вам несколько способов, с помощью которых можно уловить этот звук.
- Самое простое — это имитация женского голоса, если, конечно, Вы мужчина, который задается вопросом: «Как петь фальцетом мужчине». Вот только такой техникой могут владеть и мужчины, и женщины. Повторюсь, это несколько иной режим работы голосовых складок, и физиологически практически все могут петь таким голосом. Кстати такой мужской голос как «контртенор» использует только опертый головной звук, только это больше не тип голоса, а скорее мужчины, которые просто поют в такой манере, так как от природы такого типа голоса не существует. У женщин же фальцет находится ещё выше, ввиду и так высокой природе голоса. Женщинам тоже поможет имитация кого-нибудь с более высоким голосом. Запомните, на свои голосовые складки не нужно давить, это легкий и полётный звук, никакого напряжения в теле не должно быть, дискомфорта в голосе тоже.
- Попробуйте сымитировать испуг, при этом вы будете вдыхать в себя воздух, запомните ощущения и попробуйте уже попрактиковаться на выдохе.
Когда Вы найдёте это звучание, то экспериментируйте. Из него можно добиться более тонкого смыкания голосовых складок, пойте тише, громче, попробуйте пародировать оперных певцов, Ваше звучание будет более объемное. Фальцетный звук может упростить Вам жизнь при покорении высоких нот, так как по своей природе этот звук довольно высокий и перейти из фальцета в микстовое звучание будет проще. Мне данная техника помогла найти этот самый микст, когда смешиваются головной и грудной регистры. Также есть упражнение глиссандо, в котором нужно подниматься или опускаться по нотам, при этом очень плавно скользя по нотному стану, без резких рывков и не перескакивая с ноты на ноты, необходимо пропевать все ноты последовательно и при этом быстро, не делая акцент на какой-то ноте. Это похоже на звук сирены. Когда Вы начнёте подниматься, то почувствуйте, что Вам уже тяжело идти наверх, тут на помощь приходит фальцетное звучание. Самое главное — это не давить на звук и не повышать громкость. Если же подобного не избежать и Вам тяжело, то ничего страшного, пробуйте пока так пропевать и обязательно следите за своими ощущениями, Вам должно быть комфортно. Обычно при подъеме наверх срабатывает так называемый брейк, то есть ваш голос хочет переключиться на другой режим. Кстати при брейке возникает ещё один интересный приём как йодль. При должном упорстве и практике можно этот брейк сгладить с помощью фальцета. Научиться переключаться на фальцет незаметно на участке брейка вполне себе реально.
Певцы, поющие фальцетом
Будучи любителем рок-музыки я не могу не написать о таких вокалистах как Том Йорк, Мэтью Беллами и Коннор Мейсон, возможно о ком-то из них Вы слышали. Эти ребята используют фальцет в своих песнях постоянно, у них в репертуаре практически нет песен без него, у каждого из них он совершенно уникален. Йорк виртуозно переключается между головным и грудными регистрами и иногда кажется, что совершенно стирается грань регистров, настолько он ловко владеет своим необычным характерным голосом. Как у Йорка, у Беллами надрывно-меланхоличное звучание, однако более пронзительное и объемное. У Коннора Мейсона, солиста группы Nothing But Thieves, несколько другой фальцет, не похожий на первых двух, более нежный, теплый и бархатистый. Видите какие краски и оттенки может передавать такой звук, если эту технику используют люди, знающие как её применять и которые много и упорно тренировались. Всё же стоит сделать оговорку, что у вышеперечисленных вокалистов потрясающие природные данные, и эти данные есть у всех, поэтому не стоит расстраиваться, на раскрытие способностей просто нужен труд и время. Также такие мировые звёзды как Крис Мартин из Coldplay, Джефф Бакли, Джастин Тимберлейк, Барри Гибб из Bee Gees, тоже довольно часто используют этот приём в своих песнях. Несколько примеров песен, где активно используется фальцет:
Песня Supermassive Black Hole в исполнении Мэтью Беллами из группы Muse полностью поётся фальцетом:
Запомните, эта техника может Вам помочь на пути к постановке сильного, красивого и полётного голоса. Желаю Вам успехов!
Очень полезно, узнал много нового. Интересные примеры описания особенностей фальцета Мэтью Беллами и Коннора из NBT
Спасибо большое за комментарий, рад, что понравилось!)
Спасибо за полезную статью. Фальцет действительно позволяет раскрыть голос с новых граней, если правильно использовать эту технику.