Содержание статьи:
- Высокие ноты в пении
- Сложно ли петь высокие ноты
- Почему не получается петь высокие ноты
- Как петь выше
- За сколько времени можно научиться петь высоко
- Почему умение петь высокие ноты неважно
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня поговорим о такой сложной и непонятной для многих теме — о пении высоких нот. Большинство начинающих вокалистов сталкиваются с проблемой, когда пытаются петь выше и не могут понять, как брать высокие ноты. Трудности здесь могут возникнуть в самых неожиданных местах, начиная от самого настроя и отношения к этим нотам, и доходя до чисто физиологических особенностей каждого певца и тренированности его голосовых складок. Данная тема действительно покрыта толстым слоем непонимания даже в кругах продвинутых вокалистов. Певцы, которые умеют брать высокие ноты, часто не могут объяснить другим, как это делается. Я уже говорил в других статьях о том, что вокал — это больше чувственное восприятие, по книге научиться петь невозможно, если знания не применяются на практике. Да, это касается любого другого ремесла, однако вокальное искусство примечательно тем, что в нём важно концентрироваться на своих ощущениях, подмечать нюансы своего звучания, чувствовать свой организм. Певцы по-разному воспринимают свой голос и по-разному могут донести до других, как делать те или иные вещи в вокале. Это касается практически любой вокальной темы. Не знаю почему, но показателем уровня вокалиста до сих пор принято считать его способность брать высокие ноты, но далеко не только эти ноты формируют общее впечатление от вокалиста. При чём стоит заметить, есть очень важное отличие между «брать» и «петь» высокие ноты. Под «брать» подразумевается способность задеть, коснуться нужной ноты. Это не про красивое звучание и не про правильную технику. Я же буду в этой статье делать акцент именно на том, как научиться петь высокие ноты. Так почему же высокие ноты являются камнем преткновения в вокальном искусстве? Какие существуют способы пения высоких нот и почему они производят сильное впечатление на других людей? В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы и дать Вам советы по развитию верхнего диапазона голоса.
Высокие ноты в пении
Верхние ноты диапазона у всех вокалистов отличаются. Само восприятие этих нот разное, кому-то высоко петь уже с Си малой октавы, а кому-то высоко с Соль первой, при чем не принимайте это за правило, я привёл пример для того, чтобы показать, как верхние ноты разнятся от вокалиста к вокалисту. Возьмем, к примеру, двух молодых мужчин, у которых голоса имеют баритональную окраску. В википедии написано, что переходные ноты такого типа голоса до — ми первой октавы, но из чего складывается этот переход? Что влияет на то, на какой именно ноте будет происходить вокальный брейк (момент во время пения, когда у вокалиста происходит резкий переход голоса от одного регистра к другому)? Факторов, влияющих на это в действительности довольно много. Изначально я ни слова не говорил ни про вокальный опыт этих ребят, ни про то, как они выглядят и какие у них голосовые складки. Одно из больших заблуждений в вокальном искусстве — это оценивать диапазон голоса только исходя из тембра голоса. Я не зря сделал акцент на том, что у этих ребят, в примере выше, баритональная окраска голоса, именно окраска. Классификация голосов на различные типы и подтипы говорит нам больше о тембре, о характере звука: светлый, темный, глубокий, насыщенный и т.д. и т.п. Также разделение голосов на определенные типы сигнализирует о том, какие голосовые складки у вокалиста. Например, у баса более толстые и длинные складки, и именно поэтому он может доставать до нот в контроктаве, это обусловлено физиологически. Эта статья не про типы голосов, их довольно много и каждый из них имеет свои особенности, да и вообще такая классификация существует только в академическом вокале.
Итак, мы разобрались, что типом голоса не ограничивается возможность и способность брать верхние ноты. Заметьте, я снова написал «брать», а всё потому, что, к примеру, тенор, если немного потренируется, потратит время и силы на то, чтобы спеть низкие ноты баритона, сможет их взять, вот только вопрос в том: «Как?». Я Вам отвечу, это будет невнятный, тихий и скудный звук, совершенно не богатый обертонами. Тенору будет физически тяжело спеть такие ноты полноценно, поэтому в рабочий диапазон тенора такие ноты не попадут. От природы никак не уйти, однако можно освоить определённые техники, о которых я Вам дальше и расскажу.
Сложно ли петь высокие ноты
Проблемы в освоении высоких нот у людей хоть и схожи, но всё равно имеют разный характер. Какие-то факторы, препятствующие этому, явно выражены и сразу заметны, а какие-то кроются и непонятны. Вопрос о сложности исполнения этих нот не имеет однозначного ответа. Постараюсь привести конкретные примеры:
- Если у Вас только начали получаться эти ноты — да, Вам будет сложно их петь какое-то время.
- Допустим, Вы — опытный певец. Если Вы пытаетесь прыгнуть выше своей головы и спеть ноты, которые для Вас очень высоки — будет сложно. Возможно у Вас получится какое-то время их петь, но я бы Вам не рекомендовал это делать, есть вероятность травмировать голосовые складки.
- Если Вы поёте высокие ноты неправильно (физически) — будет снова тяжело. Как же понять, что Вы поёте высокие ноты неправильно? Есть несколько способов это определить самостоятельно. Во-первых, внимательно следите за своими ощущениями, так как высокие ноты хоть и требуют определённой доли напряжения в теле, их исполнение не должно вызывать дискомфорта в горле и теле. Во-вторых, спойте кому-нибудь песню, если Вам сделают замечание на том, что вы кричите, то могу сказать с уверенностью 80% — это правда и Вы именно кричите, а не поёте. Крик же у людей зачастую неправильный и нужно ещё уметь кричать. В эти 20% входит именно здоровый крик, неопытный же слушатель не сможет определить, является ли крик здоровым. Вокальным криком обычно называют такую технику, как бэлтинг, когда высокие ноты поются грудным голосом. О том, как петь бэлтингом поговорим в отдельной статье. Нездоровый крик образуется во время форсирования звука — это пение на твердой мощной атаке, когда через голосовые складки проходит огромное количество воздуха и они не в состоянии нормально колебаться, что приводит к быстрой утомляемости голосового аппарата и перенапряжению. Советую никогда так не петь, если же Вы не понимаете, что так поёте, то крайне рекомендую посетить преподавателя по вокалу, иначе можете угробить свой голосовой аппарат.
Почему не получается петь высокие ноты
Выше я привёл примеры, когда высокие ноты петь тяжело, сейчас же расскажу почему они совсем не получаются. Мы уже с Вам разобрались с тем, что физиология имеет своё влияние на голос, и какие бы первоначальные данные у Вас не были, предпосылки к высоким нотам есть у всех, путь к ним разный.
Если Вы поёте высокие ноты неправильно с ментальной точки зрения. Почему этот пункт очень важен? Всё очень просто, грубо говоря, как Вы относитесь к высоким нотам, так и они к Вам. У многих людей начинается паника, когда они думают о том, что им придется петь высокие ноты в песне, выступают они где-то или дома поют, это неважно, факт в том, что это мешает им петь высокие ноты. Страх, сомнения, стресс — всё это будет следствием того, что у Вам произойдет вокальный зажим, при котором голос будет звучать тихо, слабо, да и к тому же не будет безопасным звуком для вашего вокального аппарата. Следует понять и осмыслить лишь одну вещь — вокальный зажим зачастую имеет психологическую природу. Знакомо чувство, когда Вы переживаете, занимаясь пением дома, что Вас услышат в соседней комнате или соседи за стеной Вас услышат? Или может Вы волнуетесь перед выступлением, прокручиваете в голове все возможные сценарии того, как Вы будете петь, а будет ли Вас слышно, как спеть сложные участки в песне? Это совершенно нормально, мы все волнуемся, совершаем ошибки, снова и снова. Вот только при переизбытке чувств в такие моменты, шанс получить вокальный зажим значительно повышается, а происходит это банально из-за внутренней неуверенности и неудовлетворенности своим голосом.
В вокале необходимо быть уверенным в своём голосе и самое главное — любить его. Это может прийти к Вам со временем, если Вы понимаете, что с этим есть определенные трудности. Главное работать над своими чувствами и повышать уровень здоровой уверенности в себе, да, именно здоровой. Поверьте, если Вы будете чересчур самоуверенны, то это не понравится людям, которым Вы поёте песню и это также может привести к вокальному зажиму. Нужно искать баланс, мы же люди и у нас есть чувства, которые мы в конкретных ситуациях испытываем. Нужен баланс эмоций и чувств, когда Вы поёте. Тут я не могу выступать в роли советчика, найти это равновесие можете только Вы сами. В своё время у меня часто были вокальные зажимы, и тогда я этого не понимал однозначно, я думал, что мой голос таким образом тренируется, что дискомфорт — это нормально. Не повторяйте моих ошибок, это стоило мне нескольких лет вокальной практики, в которых не было никакого прогресса. Настоятельно рекомендую Вам уединиться и попрактиковаться в пении, пока Вас никто не слышит. Самое главное, что Вы должны быть уверены в том, что Вас никто не слышит, так как одна лишь мысль о том, что кто-то может услышать как Вы «плохо» поёте ввергает Вас в шок, как же мне это знакомо. Попробуйте найти помещение на время и позаниматься в одиночестве.
Как петь выше
Итак, как же всё-таки научиться петь выше? Три важных момента, о которых я говорил ранее: физиология, техника и эмоции (как актерские способности передавать настроение песни, так и ваше психоэмоциональное состояние). На этих трёх столпах держится вообще весь вокал, а умение петь высокие ноты красиво тем более. На физиологию повлиять невозможно, однако спешу Вас обрадовать, ведь над техникой и эмоциями можно и нужно работать. Наша предрасположенность к вокалу лишь определяет границы нашего вокального диапазона, если рассматривать физиологию в этом ключе. Да, диапазон голоса, конечно, можно увеличить немного, точнее не увеличить, а раскрыть свой потенциал, который заложен изначально. Многие преподаватели говорят о том, что для того, чтобы научиться петь высокие ноты, нужно сделать голос плаксивым и плоским. Кому-то, это, возможно поможет, только мало добиться такого звука, необходимо над ним работать, чтобы он звучал красиво. Не у всех может получиться этот голос, люди не понимают, как это сделать, поэтому я опишу один способ, который в своё время помог мне. У меня есть статья про фальцетное пение, так вот именно через этот звук я пришел к пониманию того, как петь высокие ноты. Учитывая то, что я самостоятельно занимался и не посещал никаких педагогов, то времени на осознание этого и на практику ушло слишком много, а могло уйти меньше. Во время этого легкого полетного звука колеблются только края голосовых складок, а нам нужно добиться колебания складок по всей их длине, сейчас более подробно:
- Для начала стоит научиться петь фальцетом легко, нужно, чтобы звук был полетным, гортань не поднимается сильно наверх, микродвижения гортани — это нормально;
- Второе, чему нужно научиться, так это опоре дыхания, именно она позволит опереть звук, без неё о высоких нотах можно забыть, физически невозможно будет их спеть, так как во время пения высоких нот, навык управления дыханием позволяет контролировать поток воздуха;
- Необходимо осознание того, что высокие ноты находятся не где-то там наверху, а они здесь, перед Вами, голосовые складки не выворачиваются наизнанку. Это просто несколько иной режим работы голосового аппарата. Не стоит бояться высоких нот, физически же они находятся там же, где и ноты, которые входят в Вашу середину диапазона.
- Сразу это, скорее всего, не получится, нужна практика, и как можно больше. Дайте Вашему голосу привыкнуть к такому способу звукоизвлечения и помните, дискомфорта быть не должно. Если Вы чувствуете, что Вам тяжело, например, вены сильно вздулись на шее, пробивает потом, гортань давит или вовсе где-то в теле появилась боль, немедленно прекращайте занятие.
Основная суть этого метода в том, что нужно фальцетное звучание превратить в микстовое, опереть звук, задействовав опору дыхания. Вот если у Вас получился плаксивый голос, то Вы на верном пути. Этот звук не очень приятен нашему слуху, он плоский, казалось бы, как через него можно выйти на приемлемый и красивый звук. Огорчаться не стоит, с этим звуком нужно работать, чтобы он превратился в то, что понравится и Вам и Вашим слушателям. Тут уже дело практики, экспериментируйте, записывайте на диктофон каждый свой шаг, пробуйте менять положение верхнего неба, языка, ослаблять или усиливать опору. Когда Вы проделаете работу в этом направлении, постоянно припоминайте, что Вы делали, когда этот звук Вам уже начал нравится. Также дайте кому-нибудь послушать Вас, спойте друзьям, родителям или выступите где-то. Поверьте, если звучание до сих пор осталось плоским, окружающие это услышат, им не понравится, адекватно реагируйте на критику в свой адрес и будьте к ней готовы.
За сколько времени можно научиться петь высоко
Мы все уникальны и приходим в вокальное искусство с разными исходными данными, наши амбиции не могут быть одинаковыми, это важно понимать. Кто-то может научиться за месяц, кто-то за несколько лет, а кто-то вообще поймет как петь высокие ноты за одно занятие. Понять — это одно, а активно применять на практике и чтобы Ваш голос звучал полетно и легко — совсем другие, тут уже нужно действительно потратить много времени и сил, чтобы отточить мастерство. И помните, что нет предела совершенству.
Почему умение петь высокие ноты неважно
И напоследок я хочу поговорить о том, что ноты, находящиеся наверху вокального диапазона не являются прямым показателем мастерства. Да, обычно люди по высоким нотам судят, насколько хорошо поёт человек, а вот почему? Дело в том, как мне кажется, что это непривычные ноты для нас, им именно учатся, никто не может сразу так петь, когда только приступает к изучению своего голоса. Поэтому происходит эффект «вау», когда люди слышат эти ноты, они подсознательно понимают, что так может далеко не каждый и что это действительно сложно. Только вот в самом вокале много переменных, из которых складывается впечатление у слушателей. Одной из самых важных переменных является тембр, то есть окраска голоса. Если у Вас низкий голос и потрясающий тембр, то никакие верхние ноты Вам могут не понадобиться, чтобы люди оценили ваше мастерство по достоинству. Верхние ноты — это то, к чему можно идти только после правильной постановки голоса, важно укрепить середину вокального диапазона, поставить правильное дыхание, научиться четко интонировать. Не стоит расстраиваться тому, что у Вас никак не получается петь высоко, возможно Вы имеете уникальный тембр, и это люди будут ценить в вашем вокале. Тембр можно менять, также экспериментируя с ним. Сколько потрясающих вокалистов, которые поют только в середине своего диапазона и при этом известны на весь мир.
Всем всего самого наилучшего и удачи в познании вокального искусства!