Содержание статьи:
Опора звука в вокале
Что же это за опора в вокале, так как данная тема в вокале имеет порой какой-то сакральный и мифический смысл, так как четкого определения этого термина нет, как и нет адекватного и понятного для каждого человека упражнения для нахождения этой самой опоры. В чём же трудность ощутить её и есть ли оптимальные способы это сделать, которые бы подошли любому? В этом сейчас и будем разбираться.
Классическое определения вокала звучит следующим образом: «Опора — термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники.» Если говорить по существу, то в принципе опора так или иначе присутствует в пении всегда, проблема только в умении ею управлять. Сразу скажу, что пение на фальцете не является опертым. Фальцет тембрально не богат обертонами и его исполнение не подразумевает большой громкости звукоизвлечения. Что же отличает звук спетый на опоре и без?
- Дыхание на опоре. Что это значит? На опертом звуке не выходит лишний воздух, который не участвует в звукообразовании. Это не правило, конечно зависит от тембра и вокального аппарата, а также от техники исполнения, но в основном этого воздуха, который слышен со стороны (например в субтоне), нет;
- Звук более звонкий, яркий, округлый. Стоит сказать, что от громкости это не зависит, опора позволяет контролировать уровень громкости, но при это без опоры не спеть громко;
- Возможность использовать мелизмы и вибрато.
- Пение высоких нот. Без опоры высокие ноты можно петь только фальцетом и то, на предельно высоких нотах подключается опора в образовании звука, когда фальцет уже переходит в головной звук
Что значит — петь на опоре?
Опора больше про самоощущение и координацию. Когда вокалистом достигается оптимальный баланс между силами, от которых зависит качество голоса: скоординированным воздушным потоком, способностью голосовых складок удержать и обработать его, верными для данного звука положении резонансных полостей и структур вокального аппарата, то тогда достигается правильный опертый звук. На переходных и высоких нотах певческого диапазона без её участия не получиться добиться хорошего звука. Если она не задействуется должным образом, то звук будет зажатый. В таком случае вся нагрузка переходит на связки (отсюда и выражение «петь на связках»). Связки не могут принять на себя такую колоссальную нагрузку и через время будет ощущение пережатости голоса, быстрой утомляемости голосового аппарата, может даже возникнуть боль в области гортани, что естественно, является тревожным звоночком. В таких случаях лучше прекратить петь и дать себе отдохнуть.
Думают ли профессиональные вокалисты об опоре во время своих выступлений? Конечно нет, у них она задействуется сама по себе, без определенного сознательного вмешательства. Такие вокалисты автоматически её используют. Так а нужно ли уделять внимание опоре, когда только учишься петь? Да, конечно, обязательно нужно посвятить на это время во время вокальных упражнений, потому что в различных распевках обычно поются отдельно взятые слоги, а вот во время исполнении песен о ней думать не нужно, так как поются слова и целые предложения, это будет только сбивать и мешать, мозг будет не в состоянии концентрироваться на нескольких вещах одновременно. Поэтому умение управлять опорой тренируется отдельно, не в контексте песен. Распевки помогут почувствовать опору, а тренировать её лучше именно в песнях. Если Вы разучиваете песню, то тогда это прекрасная возможность тренировать опору на каких-то отдельных участках песен. Зачастую это высотные и громкие участки музыкальных произведений. О «недостижимых» высоких нотах в отдельной статье.
Как почувствовать опору при пении
Вот мы и добрались до момента, когда разберёмся в том, как же всё-таки почувствовать опору. На самом деле опору почувствовать очень легко, Вам не нужно тужиться, пытаться поднять тяжелые предметы. Всё обстоит намного проще, чем об этом привыкли говорить. Попробуйте сделать быстрый короткий выдох, довольно резкий, и приложите ладонь к животу. Вы почувствуете, как живот поджимается и немного напрягается пресс. По сути это и есть опора. Добиться координации голоса с опорой — вот в этом вся сложность. Понимание того, как правильно петь на опоре Вам придёт со временем. Нет смысла постоянно делать какие-то упражнения, петь распевки, нужно петь песни и пытаться повторить. Да, именно повторить, не также, а по крайней мере похоже как вокалист в песне. Обязательно следите за ощущениями. Вам должно быть комфортно, не стоит лезть из кожи вон в надежде дотянуться до небывалых высот. Возьмите песню в комфортной Вам тесситуре и в которой есть моменты, которые Вам даются тяжело. Над этими песнями работайте, прогоняйте их снова и снова. Как оригинал вы не споёте, а вот приблизиться можете, при чем тембрально никак практически, а вот технически вполне. И пожалуйста, не зацикливайтесь на опоре, если вы будете спокойно тренироваться, разучивать песни, петь их, то осознание опоры придёт к Вам само, Вы поймёте, что спеть те или иные участки в песне Вам под силу только задействуя опору. Без практики никуда, сконцентрируйтесь именно на ней, теорию со временем подтяните. И помните, вокальный аппарат — это инструмент, который требует настройки, правильной настройки и под ней я подразумеваю в первую очередь ощущение комфорта. Тема опоры идёт бок о бок вместе с темой вокальных зажимов, потому что опора может и быть, а вот ощущение страха и внутренней зажатости гасит всё на корню. О вокальных зажимах в другой статье.
Надеюсь я вам немного помог разобраться в этой сложной и непонятной многим теме. Когда я учился петь, то совсем не уделял внимания опоре отдельно, но я уверен, что если на ранних этапах посвятить немного времени на это, то прогресс может пойти заметно быстрее, в этом была моя ошибка. Только большой акцент на этом делать не нужно. Спасибо за внимание!